Завершился первый день работы VII Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России»
В рамках первого дня форума состоялись Онлайн-марафон «НСК в моем регионе» и награждение победителей конкурса журналистов, пишущих о национальной системе квалификаций, прошли панельные дискуссии «Новое качество профессионального образования» (соорганизатор – Комитет по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП) и «Кадровое обеспечение цифровой экономики». Также на мероприятии прошло подведение итогов Всероссийского конкурса разработчиков оценочных средств.
Участники онлайн-марафона обсудили актуальные вопросы профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий и региональные программы, нацеленные на решение дефицита кадров.
Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства, Министерства труда и социальной защиты РФ Марина Маслова рассказала о поправках, внесенныхв закон об образовании, связанных с ускорением принятия профстандартов, отметила готовность министерства поддерживать программы непрерывного профессионального образования и программы, направленные на обучение и переподготовку безработных граждан в регионах, и сказала о значимости развития системы оценки. «Важной является работа по созданию объединенных центров оценки квалификаций (ЦОК) — мульти-ЦОКов, и сейчас мы ждём результатов и практические наработок, для дальнейшего тиражирования и разработки необходимого нормативного обеспечения», – отметила она.
Участники онлайн-марафона сошлись во мнении, что изменение системы профессиональной подготовки кадров для реального сектора экономики, качественное улучшение взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями, итогом которого должно стать уменьшение разрыва между образовательными программами и требованиями работодателей, заметное уменьшение дефицита квалифицированных кадров, возможно лишь при объединении усилий всех заинтересованных сторон – работодателей, органов федеральной, региональной и муниципальной власти и образовательного сектора. «Сегодня одна служба занятости или министерство образования не справятся с задачей обеспечения кадрами экономики страны. Нужен единый стратегический документ, направленный на решение этой задачи», – отметил в своем выступлении руководитель агентства труда и занятости населения Красноярского края Виктор Новиков.
В числе основных факторов, влияющих на кадровую ситуацию в реальном секторе, спикеры форума назвали нарастание темпов изменений и новых потребностей производства, за которыми не успевают образовательные учреждения, демографическая яма, не позволяющая закрыть все потребности рынка только за счет молодых выпускников СПО, непопулярность рабочих профессий, слабая информированность о новых специальностях и квалификациях среди молодежи, сокращение цикла жизни профессий.
Рассказывая о решениях, направленных на преодоление перечисленных проблем, собравшиеся говорили о расширении внедрения на региональном уровне программ профориентации для разных категорий потребителей, механизмов дуального обучения, инструментов и метрик независимой оценки квалификаций. При этом собравшиеся отметили важность и неизбежность введения качественно новых подходов к оценке персонала и работе с кадрами в целом. «Благодаря коронавирусу рынок труда проделал колоссальный путь за последние год-два: он не будет прежним, и у нас уже остается только интенсивный путь развития и решения проблем рынка занятости. Экстенсивный метод уже не работает», – сказал председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.
Участниками онлайн-марафона стали руководители региональных министерств, представители региональных институтов развития и центров оценки квалификаций.
Спикеры панельной дискуссии «Новое качество профессионального образования» обсудили системное внедрение изменений в сферу профессионального образования и конкретные шаги и усилия, которые требуются от всех сторон. Директор департамента государственной политики в сфере среднего и профессионального обучения Министерства Просвещения РФ Виктор Неумывакин рассказал о планах и перспективах внедрения программы «Профессионалитет», которая должна стать основой подготовки рабочих кадров. «Основная цель проекта – это комплексная реструктуризация системы среднего профессионального образования, подготовка востребованных специалистов на рынке труда».Неумывакин отметил, что для отработки проекта выбраны восемь секторов экономики, а сама работа предусматривает кластерный подход, доказавший свою эффективность во всем мире. Проект предусматривает переподготовку и переобучение всех задействованных в нем участников, включая педагогов и представителей учебных заведений. «Те инструменты, которые мы закладываем, в 2022 году затронут не менее 125 тысяч человек»,– отметил он.
Спикерами сессии стали представители крупного бизнеса, федеральных министерств и ведомств и корпоративных университетов. В сессии приняли участие заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова, заместитель директора департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Сергей Есин, заместитель председателя СПК в области строительства Анвар Шамузафаров, заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский, ректор Корпоративного университета ПАО «Газпромнефть» Илья Дементьев, заместитель Сопредседателя Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП Михаил Иванов.
Последняя сессия 18 ноября, «Кадровое обеспечение цифровой экономики», была посвящена возможностям внедрения цифровых технологий и цифровой трансформации образования в целом.
Модератор сессии, директор Университета Банка России Андрей Афонин отметил, что Россия значительно отстает от лидирующих стран, таких как Сингапур, Финляндия, Норвегия, США и другие, по готовности к цифровой трансформации, и в первую очередь, по кадровому обеспечению. Для успешного решения задачи массовой цифровизации отраслей количество IT-специалистов в России должно увеличиться и стать сопоставимым по объему с количеством данных специалистов в других странах. Например, в США доля IT-специалистов составляет 4,2% от доли занятого населения, тогда как в России – 2,44%.
Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Николай Яцеленко подтвердил, что по некоторым исследованиям к 2024 году дефицит специалистов в различных IT-сферах составит около 1 млн человек. При этом уже сегодня, по данным hh.ru, существует масса востребованных IT-профессий, а рост заработных плат в сфере выше, чем в других отраслях по рынку. Яцеленко рассказал, что для восполнения дефицита, в рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», государство реализует такие меры, как увеличение бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям на территории всей России, включение в образовательные программы специальных модулей для развития цифровых компетенций у студентов, обучение программированию школьников старше 14 лет, а также обучение цифровым профессиям в рамках программ дополнительного образования.
«Проект «Кадры для цифровой экономики» является якорным для модернизации всего профессионального образования в России, так как все изменения, которые сегодня происходят, связаны с внедрением цифровых технологий. И это проект, который носит действительно масштабный характер, для реализации которого привлечены одиннадцать федеральных министерств, сотни университетов и СПО. Со стороны Национального агентства для работы в рамках проекта уже привлечены 15 отраслевых советов по профессиональным квалификациям, которые входят в состав 11 рабочих групп и участвуют в разработке и экспертизе профессиональных стандартов, апробации программ профессионального образования»,– отметил генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.